четверг, 24 декабря 2015 г.

Shokunin

Дадим слово Тасио Одате, одному из величайших резчиков по дереву в современной Японии:

"Слово shokunin определяется и переводится на другие языки в большинстве своем как "мастер" или "ремесленник", что никоим образом
не позволяет оценить его глубину и смысл в японской культуре."



В школах традиционных японских искусств  ученики постигают, что shokunin - не столько обладатель
превосходных технических навыков, сколько обладатель совершенного отношения к своему делу и глубокой ответственности  за плоды своего труда.

Про последниюю нельзя сказать, что она каким-то образом формализована или, наоборот, носит скрытый, эзотерический характер. Нет. Она происходит из Shokunin Kishitsu - души мастера, глубочайшей первопричины его естества.

В Японии обладателем Shokunin Kishitsu может быть уборщик, работник фастфуда или сантехник - здесь нет места классовым различиям, вопросам престижа или доходности профессии.
Если вспомнить причину, которая привела известного героя телесериала Грегори Хауса к выбору карьеры врача, им окажется встреча с буракамин (каста неприкасаемых, потомков палачей, могильщиков и т.п.) - уборщиком в японской больнице, с которым, несмотря на его социальный статус, советовались все врачи. Он обладал Shokunin Kishitsu.

Shokunin характеризуется многими образами японской культуры. Давайте попробуем определить наиболее яркие из них:


Majime. Shokunin всегда и всецело  предан своему делу, относится к нему максимально серьезно и уважительно. Высокая мотивация, концентрация на происходящем и  готовность принять любые последствия за свои действия - все это Majime.

Kojoshin. Существует старая дзенская поговорка о том, что как только вы поняли, что вы достигли чего-то, вы начали свой спуск.Постоянное совершенствование техники и процессов это Kojoshin. Не добавлять, не отнимать, но улучшать постепенно, так, как  точильный  брусок точит и без того острый клинок меча.


Все, с чем работает Shokunin, должно нести в себе Seiketsukan. Свежесть, чистота, отсутствие лишнего, - этими качествами могут обладать нож повара, форма
сотрудника службы доставки или команда топ-менеджера крупной компании.

Ganko. Индивидуальность каждого мастера выражается  и  в его ответственности за свои действия. Shokunin может работать с тысячами людей, которые скажут ему десять тысяч слов, но только одно слово будет иметь  значение - слово самого мастера.

Работа Shokunin совершается только при помощи Jyonetsu. Страсть, истинное вдохновение, с которым работает мастер, порой может обжечь близких ему людей, заставить отказаться от сиюминутных удовольствий. Хагакурэ Рю  говорит о том, что путь истинного самурая - это смерть. Жизнь  Shokunin - это смерть эго, личных предпочтений в огне любви к своему ремеслу.Путешествие к обретению Shokunin Kishitsu - сердцу  мастера - долог, тернист и по настоящему он никогда не заканчивается.

Став musetoku (живущим без цели или желания выгоды),  мастер идет по пути совершенствования своего мастерства, никогда не оглядываясь назад.


Ролан Барт, французский семиотик, изучавший азиатскую культуру в середине XX века, прекрасно описал Shokunin. Позволим себе немного перефразировать классика:


" Мастер, - говорит Барт, - всецело является продуктом своего ремесла, поэтому он всегда
дрейфует в дискурсивном пространстве, как делзовский «пассажир без места». В ходе
истории варьируется его меновая стоимость, но сам он исключен из экономического
обмена, будучи погружен в состояние мусетоку, не стремясь ни к каким выгодам.

Единственная его цель — наслаждение ремеслом, которого он достигает в ежедневных ритуалах.
Это удовольствие от фикции самотождественности — не от иллюзорного представления о собственной личности, но от разворачивания зрелища собственной множественности. Эта множественность открывается Барту как «простая мистерия существования», достигаемая при помощи краткого акта, который буддисты
называют "сатори".
Внезапное пробуждение, вне всякого рода «сходств»; сатори, когда слова бессильны; редкая, возможно единственная, очевидность выражения: «Так, только так и никак иначе."


Комментариев нет:

Отправить комментарий