Сейчас мы говорим об относительной истине, реальной с точки зрения мирского восприятия. Это чашка, стол и все остальные предметы. А как видят все это арья, бодхисаттва седьмой ступени, архат и будда? Когда эти существа видят чашку, дом и т. д., они воспринимают все это не как относительную истину, а просто как некую условность. Когда мы видим чашку, то, с нашей точки зрения, это относительная истина, но для арьев это просто нечто относительное. Для них чашка не является относительной истиной, потому что они знают: чашка – это не истина. Это нечто искусственное.
Реальностью чашки является только ее пустота. Когда большое количество частиц собирается вместе, мы называем это «чашкой», затем скопление частиц меняет свою форму, и мы называем это «столом», позже мы назовем это чем-то другим, и никакой относительной истины на самом деле в этом нет. Так что для высших существ явления этого мира – просто некая условность, хотя они знают, что с точки зрения мирского восприятия все это реально, истинно. Если вы спросите арью: «Это чашка?», он скажет: «Да, это чашка». Но для него эта чашка не будет относительной истиной. Зная о том, что, с вашей точки зрения, это относительная истина чашки, арья подтвердит это. Это очень высокий уровень восприятия, и постепенно мы до него доберемся.
Когда-нибудь мы, несомненно, сможем превзойти свое ограниченное восприятие этого мира: «Это – то, это – се». Заметив в человеке какой-нибудь мелкий недостаток, вы говорите: «Он очень плохой, такова его сущность». И каждый раз, когда в разговоре кто-то упоминает его имя, вы начинаете кричать: «Мне он не нравится!» Но то, что увидели в этом человеке вы – всего лишь одна из его сторон, а сторон у каждого из нас великое множество, и мы можем проявлять себя по-разному. Познав пустоту, вы поймете, что все есть проявление пустоты. Пустота может проявиться как чашка, книга или что-то другое… Природа всего сущего сама по себе пустотна.
При низкой температуре вода превращается в лед, и каким бы твердым ни казался этот лед, по своей природе он неотделим от природы воды. Вода способна явить себя в форме льда, но затем снова превращается в воду. Лед может иметь самые разнообразные формы – красивые и некрасивые. Одни из этих форм вам нравятся, другие – нет, но по своей природе все они – лишь проявления воды.
И точно так же все феномены, подобно льду, являются вам во множестве разных форм. Они могут принять форму Москвы, форму Санкт-Петербурга, форму врага, и вы делите эти проявления на «хорошее» и «плохое», «друзей» и «врагов»… И в этом есть своя относительная достоверность. «Лед», застывший в форме слона, отличается от «льда», имеющего форму льва… Однако по своей абсолютной природе все это неотделимо от воды. Все, что вы видите, все, что вы воспринимаете, и все, что вам является, – подобно воде, потому что в абсолютном смысле все это пусто от самобытия. И вы сами тоже пусты от самобытия… Но вы существуете. Как и лед, вы способны принимать самые разные очертания. Однако стоит чуть пригреть солнышку, как вы тут же изменитесь. Иногда вы отождествляете свое «я» с Москвой, иногда говорите: «я – русский», «я – человек», «я – буддист», «я – христианин», «я – мусульманин»… Вы все время меняетесь.
Итак, когда арья видит этот лед во всем многообразии его форм и очертаний, он видит его просто как нечто относительное, как некую условность. Ничего истинного для арьи в этом нет, так как он воспринимает это как манифестацию пустоты. Однако арья никогда не скажет, что относительной достоверности не существует. Относительная достоверность совершенно определенно существует.
Реальностью чашки является только ее пустота. Когда большое количество частиц собирается вместе, мы называем это «чашкой», затем скопление частиц меняет свою форму, и мы называем это «столом», позже мы назовем это чем-то другим, и никакой относительной истины на самом деле в этом нет. Так что для высших существ явления этого мира – просто некая условность, хотя они знают, что с точки зрения мирского восприятия все это реально, истинно. Если вы спросите арью: «Это чашка?», он скажет: «Да, это чашка». Но для него эта чашка не будет относительной истиной. Зная о том, что, с вашей точки зрения, это относительная истина чашки, арья подтвердит это. Это очень высокий уровень восприятия, и постепенно мы до него доберемся.
Когда-нибудь мы, несомненно, сможем превзойти свое ограниченное восприятие этого мира: «Это – то, это – се». Заметив в человеке какой-нибудь мелкий недостаток, вы говорите: «Он очень плохой, такова его сущность». И каждый раз, когда в разговоре кто-то упоминает его имя, вы начинаете кричать: «Мне он не нравится!» Но то, что увидели в этом человеке вы – всего лишь одна из его сторон, а сторон у каждого из нас великое множество, и мы можем проявлять себя по-разному. Познав пустоту, вы поймете, что все есть проявление пустоты. Пустота может проявиться как чашка, книга или что-то другое… Природа всего сущего сама по себе пустотна.
При низкой температуре вода превращается в лед, и каким бы твердым ни казался этот лед, по своей природе он неотделим от природы воды. Вода способна явить себя в форме льда, но затем снова превращается в воду. Лед может иметь самые разнообразные формы – красивые и некрасивые. Одни из этих форм вам нравятся, другие – нет, но по своей природе все они – лишь проявления воды.
И точно так же все феномены, подобно льду, являются вам во множестве разных форм. Они могут принять форму Москвы, форму Санкт-Петербурга, форму врага, и вы делите эти проявления на «хорошее» и «плохое», «друзей» и «врагов»… И в этом есть своя относительная достоверность. «Лед», застывший в форме слона, отличается от «льда», имеющего форму льва… Однако по своей абсолютной природе все это неотделимо от воды. Все, что вы видите, все, что вы воспринимаете, и все, что вам является, – подобно воде, потому что в абсолютном смысле все это пусто от самобытия. И вы сами тоже пусты от самобытия… Но вы существуете. Как и лед, вы способны принимать самые разные очертания. Однако стоит чуть пригреть солнышку, как вы тут же изменитесь. Иногда вы отождествляете свое «я» с Москвой, иногда говорите: «я – русский», «я – человек», «я – буддист», «я – христианин», «я – мусульманин»… Вы все время меняетесь.
Итак, когда арья видит этот лед во всем многообразии его форм и очертаний, он видит его просто как нечто относительное, как некую условность. Ничего истинного для арьи в этом нет, так как он воспринимает это как манифестацию пустоты. Однако арья никогда не скажет, что относительной достоверности не существует. Относительная достоверность совершенно определенно существует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий